Убеждение  
Угловое вращение биополя Угловое вращение биополя - характеристика биополя, отражающая скорость его осевого вращения, разнополяризованного даже в пределах одной плоскости. Измеряется в м/сек. Таким образом, реально биополе представляет собой взаимодействующую систему биоэнергий, характеризующихся различными показателями (как качественными - полярность, так и количественными - скорость углового вращения). В уравновешенных (со средой обитания) объектах системы угловых вращений отличаются целостностью. В данном аспекте под целостностью понимается отсутствие в пределах биополя деструктивных фрагментов, при которых возникают места энергетического пробоя как квазипостоянное испускание энергии от нездорового участка и т.д. Реально такие фрагменты представляют собой суперлокализованную зону, в пределах которой наблюдается левостороннее вращение энергии. В.Н. Петлин
Фантом (от фр. fantome - призрак) - 1) призрак, привидение, создание воображения, причудливое, неуловимое видение; 2) информационно-полевая модель обьекта, воспринимаемая сенситивом; 3) мыслеформа, которая может обладать всей информацией о соответствующем объекте (образ-копия), но не всегда копирующая его внешние пространственные формы.
Во втором значении широко применяется, например, в биодиагностике, целительстве, так как позволяет анализировать любое тело, орган или его часть даже при отсутствии пациента. Ф. можно строить по фотографии, картинке, схеме, предмету (психография) или без их помощи, одним мысленным усилием. Но во всех случаях для возможности получения информации необходимо идентифицировать Ф. с конкретным объектом. А.С. Вуль
Универсум
Управление погодой
Уровни реальности
Услуги энергоинформационные
Устремленность через ритмы
Уфология
 
Факторный анализ
Фантазия
Фантом
Фаунтин
Фаэтон
Феникс
Феномен
Феноменология
Фен-шуй
Фибоначчи последовательность
Фибоначчи числа
Физика живого
Физиогномика
 Физический вакуум Физический вакуум - непрерывная среда, являющаяся онтологической основой мироздания, которая проявляет себя при информационно-энергетическом воздействии и порождает вещественный мир.
Ф.в. - непрерывная среда, в которой нет частиц вещества или поля. Ф.в. является физическим объектом и не есть лишенное всяких свойств «ничто». Проявление свойств Ф.в. наблюдается в экспериментах. В результате поляризации вакуума электрическое поле заряженной частицы отличается от кулоновского. Это приводит к лембовскому сдвигу энергетических уровней и к появлению аномального магнитного момента у частиц. Ф.в. в условиях информационно-энергетического возбуждения порождает вещественные частицы - электрон и позитрон. Вакуум является основой вещества. Вещество своим происхождением обязано Ф.в. Н.В. Косинов, В.И. Гарбарук
Филактерии
Филогенез
Фитотерапия
Флуктуация
 
Флюид Флюид (от лат. fluidus - текучий) - 1) в физике гипотетическая «тончайшая» жидкость, с помощью которой до ХVIII в. объясняли явление магнетизма и электричества, позднее этот термин заменили на эфир; 2) некий «психический ток», излучаемый человеком, объектом; 3) с эниологической точки зрения Ф. один из оккультных терминов ИП, в науке - эфир, в теологии - дух. Возврат же его снова в науку в виде геофлюида и др. «флюидных» разновидностей - обычный прием маскировки под традиционную науку, под Высшую аттестационную комиссию, которую нельзя миновать в движении по «научной лестнице». (См. «Геофлюидодинамические структуры»). Г.И. Швебс
Фокальное лицо  
Фотон Фотон - одно из уникальных открытий человечества, наглядно доказывающее взаимопревращение и сосуществование частицы и волны. Исходя из этого, определение фотона также имеет двойственный характер. Ф. - «частица света» или «квант света». Джеймс Кларк Максвелл (1831-1879) создал теорию электромагнитного поля, которая полностью описывала все свойства света, на основе понимания его волновой природы. Такие явления, как интерференция и дифракция могут быть объяснены только с помощью волновой теории. Однако фотоэлектрический эффект в рамках этой теории не поддается ни расчетам, ни объяснению. Единственно возможной гипотезой стало утверждение о наличии «частиц света - фотонов». Таким образом, в середине ХІХ в. две теории объясняли природу одного явления - света, причем непогрешимость обеих теорий доказана не только математически, но и экспериментально.
Уникальность Ф. состоит еще в том, что энергия этой частицы находится в прямой зависимости от длины волны. Чем длиннее волна, тем меньше энергия Ф. и наоборот. В целом наблюдается зависимость: для излучений с высокой энергией и короткими длинами волн характерны свойства, определенные «частицами света», а для длинноволновых излучений с низкой энергией - волновые.
Если электрон является «кирпичиком мироздания», то Ф. следует рассматривать, как основной носитель энергоинформационной составляющей ИП. По двум причинам: во-первых, Ф. единственная «частица - волна», которая воспринимается человеком напрямую, без приборов, через «серию Бальнера», открывающую человеку связь с космосом. И, во-вторых, перенося информационно-полевые импульсы в виде волны, т.е. материи, не имеющей координаты, а потому не фиксируемой земными сущностями (включая человека), Ф., достигая цели (мозг, центры «рецепции», интеллект и т.п.), трансформируется в овеществленную частицу, имеющую размер, массу, координату, инерцию, а потому способную фиксироваться и накапливаться в сущностях, давая таким образом возможность получать и использовать ИП-информацию. Г.Г. Тетерин
Фрактал Фрактал (понятие, введенное американским математиком Бенуа Мандальбротом) - 1) геометрический смысл Ф.: фрактальные объекты самоподобны, т.е. их вид не претерпевает существенных изменений при разглядывании их через микроскоп с любым увеличением. Основное свойство Ф. - ветвление: одна система может выбрать ту или иную ветвь и то же «следствие» порождается совершенно разными «причинами». 2) Ф. как система свертки - это совокупность гиперпространственных переходов, позволяющая при генерализации (обобщении) информации «ужимать» её, не теряя сущности, а при обратном развертывании получить структуру, близкую к исходной. 3) В математике Ф. - геометрические объекты, обладающие свойством самоподобия при разных масштабах наблюдения. Ф. моделируют сложные природные тела и процессы: деревья, облака, горный ландшафт, береговую линию, кровеносную систему, процессы в динамическом хаосе и др. Сегодня Ф. дает новый концептуальный взгляд на физическую реальность и возможность эффективной саморазворачивающейся упаковки информации о сложных объектах. 4) Упрощенно Ф. представляет собой постоянно сохраняющуюся геометрическую пропорциональность, а эниофрактал, к тому же, сохраняет и сущностное подобие. Г.И. Швебс
Фрактальный принцип Фрактальный принцип - в эниологии выражение голографической природы Бытия: по отдельной доступной части чего-то целого можно воссоздать все целое.
Фрейдизм  
Хаос
Харизма
Харизматический лидер
 
Хартмана линии Хартмана линии - линии энергоинфомационной активности, образующие одноименную сетку - одну из ортогональных сеток Земли. Х.л. ориентированы на С-Ю, В-З. В пересечении они образуют геопатогенное место. Существуют и сетки Курри, Витмана и др. (См. «Геоактивные линии»). Г.П. Пилипенко
Хиллфорты
Хинаяна
Хиральный
Хиромантия
Холизм
Холистическое мировоззрение
Холодинамика
Холономическое уравнение
Христианство
Хронон
Цветолечение
Целительские школы
 
Целительство Целительство - направление интегративной медицины (см.), включающее систему приемов воздействия на человека с целью предотвращения разного рода патологий. Осуществляется преимущественно путем энергоинформационной коррекции элементов биополя, в том числе с использованием народных средств (растений, камней, глины и др.). Одним из распространенных элементов Ц. является вода (см.), которая легко воспринимает ИП-воздействие целителя и надолго его удерживает. Легко распространяясь в организме (состоящем на 70-80 % из воды), она может оказывать оздоровительный эффект.
Существует множество технологических приемов Ц., которые в первом приближении можно разбить на пять типов.
1)
Интуитивный метод, разработанный и применяемый целителем на основе собственной интуиции. Как правило, целитель не ставит диагноз в классическом понимании этого слова. Создается впечатление, что некоторые из них лечат, не опираясь даже на собственный опыт, не говоря уже об опыте других (Кейси, Ванга и др.).
2) Близкий к первому -
интуитивный эзотерический метод. Здесь диагноз ставится не по психосоматическому нарушению функционирования организма, а по анализу кармы, причины и другим вариантам обращения к каузальному телу (см. «Тела (человека)»). Как правило, существует система экзотических приемов, «якобы, пoзволяющих прочитать написанное в карме»; часто в завуалированном виде кроются воздействия типа гипноза, кодирования, реже направленной сознания-силы (Лазарев, Гоч и др.).
3)
Религиозный метод - лечение или самолечение через молитву, мантру, чаще с дополнительными приемами; иногда обращения к Богу за помощью через посредника (например, Бруно Гренинга).
4)
Метод БАТ (см.) - это промежуточный метод, объективные характеристики которого используются в сочетании с системой БАЖ (см.) из традиционной медицины и гомеопатии.
5)
Эниологический (синтетический) метод, который основывается на концепции информационно-полевого взаимодействия и предрасположения целителя к определенному методу активизации своей системы сверхчувственной активности.
Учитывая, что сингулярное ИП выполняет функции ИП-канала связи, при анализе можно ограничиться матрицей взаимодействия 2х2 («биополе - эгрегор пациента», умноженные на «биополе - эгрегор целителя»). Эта матрица усложнена иерархически устроенной системой аналогичных ИП человека: от отдельных органов до клеток. Обозначим биополе и эгрегор пациента через БП и ЭП, а для целителя соответственно БЦ и ЭЦ. Тогда появляются три основных (возможных) типа связи:

(БП <= ЭП) <=> (БЦ <= ЭЦ)
БП <=> (БЦ <= ЭЦ)
(БП <= ЭП) <=> ЭЦ

Здесь использован символ двойной связи «<=>». Однако направление воздействия целителя на пациента всегда выше и имеет ориентированный характер. Однако без взаимодействия пациента с целителем на ИП-уровне нельзя представить формирование воздействующего импульса у целителя.
При лечении через потенциированную воду или другое биоактивное вещество (БАВ) характер связи меняется:

(БП <= ЭП) => (БЦ <= ЭЦ)
<=  <=
БАВ

Гомеопатическая терапия основывается на подборе БАВ по принципу подобия. Хотя принцип подобия не единственное условие эффективного лечения. Главным в гомеопатии все же является принцип приготовления БАВ методом потенциирования (сверхвысоким разбавлением).
При акупунктурной, акупрессурной терапии (и в целом рефлексотерапии) происходит «энергетическое» воздействие, подпитка биополя определенного органа через систему ИП-каналов (меридианов) в физическом теле человека. Г.И. Швебс

Целостность
Церковь
Ци
Цивилизация
Цигун
Цигун-терапия
Чакры
Ченнелинг
Черная дыра
Чувства
Чувствительность
Шакти
Шамбала (Белое братство)
Шкалирование
Шуньята
Эволюционизм эниологический Эволюционизм эниологический - Э.э. рассматривается с учетом традиционной теории эволюции (дарвинизма) и креационизма (см.), а также основополагающих положений эниологии (см.). Последняя подчеркивает наличие у всех объектов и территорий ИП, всегда взаимодействующих с космическим и телурическим ИП (с Космо-ИП и Гео-ИП).
Как известно, дарвинизм исходит из случайного зарождения белковой клетки, которая, совершенствуясь на этапах изменчивости, наследственности и отбора, превращается в различные виды животных и растений. Выжившие виды - это те, которые смогли адаптироваться к среде обитания.
Креационизм - разрабатывает идею об одноактном сотворении мира и отрицает экспериметально необоснованные самопроизвольные восхождения от низших форм материи к ее высшим формам. Он удачно сопрягает библейскую трактовку с научными сведениями о геологической истории Земли. Именно критика креационистов заставила обратиться эволюционистов к неокатастрофизму как фактору резкой смены структуры жизни на Земле. Однако, неокатострофизм также не раскрывает механизма биологической изменчивости.
Следует вспомнить, что еще Н.И. Вавилов в 1920-х годах сформулировал закон гомологических рядов, суть которого в том, что новый наследственный признак у одного организма с завидной закономерностью появляется у другого вида. К близкому выводу пришел Т.Д. Лысенко, добавив к этому особую роль холода, ускоряющего данный процесс. Но ни тот, ни другой не владели законами эниологии и не поняли механизма данного процесса.
Современные исследования К.А. Чернощекова на примере микроорганизмов показали, что переходы одних форм в другие происходят как в результате изменений естественного ИП-воздействия, так и искусственного ИП, созданного оператором-экстрасенсом. К близким выводам пришли В.К. Казначеев и П.П. Гаряев.
Подводя итог сущности эниологического эволюционизма, включившего в себя некоторые положения креационизма, необходимо подчеркнуть, что, согласно выдвинутому положению, эволюция развивалась по принципу: первично ИП, вторична вещественная составляющая; т.е. геолого-географическая и биологическая системы, которые в относительно стабильной структуре Гео-ИП эволюционировали далее уже по Дарвину. В случае резкого нарушения Космо-ИП на Земле наступает резкая, катастрофическая перестройка, начинающаяся гибелью части живого, но главное резкой перестройкой матриц оставшейся части белковых объектов и появлением принципиально новых матриц ИП - матриц мыслящих образований.
В.И. Вернадский в своей работе [1] отмечает три основных биогеохимических принципа эволюции живого: 1) биогенная энергия стремится к максимальному проявлению; 2) при эволюции видов выживают те организмы, которые своей жизнью увеличивают геохимическую энергию; 3) человеческий разум меняет ход природных процессов, в такой же степени, как меняют его другие, известные нам проявления энергии, но с учетом первого и второго принципа.
Пожалуй, наиболее обобщенный вывод по вопросам законов Природы с учетом положений русского космизма, сделал В.П. Казначеев [2]. Он отмечает, что жизнь на Земле - это: 1) частица единого живого космического пространства; 2) состоит из материальной (вещественной) и духовной (информационной) составляющих; 3) живое вещество планеты и Космоса в своих термодинамических закономерностях отличается негэнтропийной направленностью в эволюции. И главное, «… планета в целом формируется как единый интеллектуальный процесс, интеллектуальный поток на уровне живого космического пространства». И далее: «… нашу планету необходимо рассматривать как живое космическое образование, обладающее интеллектом …».
В.П. Казначеев данный процесс видит как первоначальное формирование отдельных небольших групп «интеллектуальных концентраций» в виде родовых потоков. Потоки сливаются и в антропосфере проявляются в виде «пассионарных фаз этноса». И далее эволюция социальная.
Лит.: 1) Вернадский В.И. Изменение явлений жизни и новая физика. 1930, 260 с. 2) Казначеев В.П. Живое вещество и природа интеллекта //Научные основы энергоинформационного взаимодействия в природе и обществе. Крым, 1997, с. 3-8. 3) Швебс Г.И. Эниогеография. Кн. 1. Эниоземлеведение. Одесса, 2000, 254 с. Г.И. Швебс
Эгрегор (от греч. - ангел-хранитель) - структурная единица (монада) ИП, играющая направляюще-распределительную роль и соответствующая каждому индивидууму, сообществу, семье, этносу, государству, нации. Э. чаще всего является ИП-катализатором явлений. Все Э. вливаются в единый Э. человечества (Ноосфера), являющийся составной частью «Космического Разума», энергоинформационного поля Космоса. Г.И. Швебс
Эволюция
Эвристика
Эго
Эгоцентризм
 
Эгрегор Эгрегор (от греч. - ангел-хранитель) - структурная единица (монада) ИП, играющая направляюще-распределительную роль и соответствующая каждому индивидууму, сообществу, семье, этносу, государству, нации. Э. чаще всего является ИП-катализатором явлений. Все Э. вливаются в единый Э. человечества (Ноосфера), являющийся составной частью «Космического Разума», энергоинформационного поля Космоса. Г.И. Швебс
Эгрегор полтергейста
Эзотеризм
Эзотерическая доктрина (см. «Доктрины мироздания»)
Эйдетизм
Экзерцист
Экзотерический
Эклектика
Экологическая культура
Экологическая проблема
Экология
Экология социальная
Экология человека
Экспериментатора эффект (проскопия)
Экстрасенс
Экстрасенсное воздействие
Экстрасенсный контакт
Экстрасенсорика
Экстрасенсорная перцепция
Экстрасенсорная эманация
Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ)
Эктоплазма
Элементалы
Эманация
Эмерджент
Эмерджентная эволюция
Энергоинформационная безопасность
Энергоинформационная защита
Энергоинформационная помощь
Энергоинформационная реабилитация
Энергоинформационное воздействие
Энергоинформационное нападение
Энергоинформационное поле
Энергоинформационные взаимодействия (эниовоздействия) Энергоинформационные взаимодействия (эниовоздействия) - взаимодействия, проявляющиеся во влиянии полевых или направленных излучений на различные (в том числе и живые) объекты.
К ним относятся явления маломощного сигнального взаимодействия между всеми видами тел природного, техногенного, биогенного (в том числе и антропогенного) происхождения, вызывающие существенные качественные и количественные изменения состояния таких тел, процессов, в которых они участвуют, при условии достаточности информации в сигнале для этих изменений. Примерами Э.в. являются патогенные явления, существенно повышающие вероятность возникновения онкологических и других заболеваний, стрессов и психологических расстройств, снижения активности иммунной системы организма. На использовании свойств Э.в. базируются методы и приемы гомеопатии. Кроме того, к ним можно отнести паранормальные явления (ясновидение, яснослышание и др.), воздействие форм и др. Изучением отдельных Э.в. занимаются такие науки как био- и косморитмология, астрология, уфология и др. Ю.Н. Крюков
Эниологическая картина мира. Философия выделяет три типа, они же и сменяющиеся этапы при рассмотрении картины Мира: классический, неклассический, постнеклассический. Здесь «типы» как бы образцы, способы подхода как к общим, так и частным элементам, слагающим развивающийся Мир. Это неполный их перечень, и чтобы избежать искаженного представления об эволюции человеческой мысли, необходимо ввести следующие дополнения:

древнеэниологический    ===>   эниологический

классический, неклассический, постнеклассический

Классический подход предполагает наличие системы образцов, позаимствованных у Природы и принятых для соизмерения и понимания основных аспектов и сфер Бытия: природы, общества, человека. Далее несколько трансформированный метод дедукции (предполагается, что индуктивное обобщение уже имело место) и закрепление полученного знания о Мире в определенных формах теоретической и практической деятельности людей.
Первоначально классицизм возник как художественное мировоззрение, опирающееся на нормы и образцы античности. В искусстве сформировалась нормативная эстетика, требовавшая соблюдения определенных законов. В науке классический подход - это слепое «равнение» в мышлении на чувственно осязаемую природу.
Неклассический подход предполагает, что мерой всех вещей, всей картины Мира есть сам человек. И эта мера - продукт его мышления и жизненного опыта с критической реакцией на классические образцы. Все это - во имя поиска ресурсов интенсивной деятельности в практике.
Режиму стационарного существования пришел конец, а вместе с ним и понимание, что общество, система жизни не может быть редуцирована к вещам, простыми объектами природы и механическими процессами. Естественным кризисным элементом неклассики стала субъективность, субъективность не только отдельных людей, но и социальных общностей, вырабатывающих свои модели и готовых воевать за их утверждение в Мире. Если в классике господствовал принцип объективности, то в неклассике - субъективности, сочетающейся с воспроизводством моделей взаимодействия, всегда направленных на голую практику. Что не могло не породить агрессивность и кризис самой неклассики.
Постнеклассический подход возник в условиях явно (и продолжающегося сегодня во всем мире) ошибочного субъективизма. Мерой всех вещей не может быть человек. Мерой всех вещей является Общество как элемент Природы, ее часть. Возникает сложная система субъект-объектных отношений природа-общество. Скорее не система отношений, а лишь понимания, что нужны новые отношения. Пока постнеклассика обосновала лишь кризис неклассики, но не нашла конкретного пути выхода из него, хотя новый образец меры всех вещей сформулировала правильно.
Не нашла и найти не сможет, так как исходит из ложной картины Мира, которую выработала еще классика.
В науке классический период отмечен механистической картиной Мира, сформулированной Ньютоном, согласно которой Мир - это:
- система хорошо подогнанных «шестеренок»;
- строгая последовательность развития жизни (растения-животные-обезьяна-человек);
- система устоявшегося Космологического порядка. А поиски первотолчка привели и Ньютона, и Дарвина к тому выводу, что эту «машину» раскрутил Бог.
Неклассика в науке реализовалась в первую очередь релятивистской теорией. Однако Эйнштейн, я думаю, умер в большом сомнении. В биологии реализация неклассики выразилась в небывалом искусстве биотехнологии и уповании, что ДНК - ключ к пониманию жизни. В науке о человеке, его психике - это непрерывное тиражирование физико-химических концепций мышления. (В классике были механистические концепции).
Постнеклассика в науке отмечена успехами квантовой науки и появлением синергетики, которые вплотную подошли к тому «нечто», которое обозначили понятиями «нелокальное взаимодействие» и «странный аттрактор». Обозначили чисто механистически, без понимания их природы.
И квантовая наука (теорема Белла) и синергетика («странный аттрактор») вплотную подошли, но не перешагнули во все времена существовавшую систему представлений о мире.
Эниологическая картина мира возвращает нас на «отодвинутый», в свое время, в сторону оккультный взгляд на природу, общество и взаимоотношения между ними. Она может быть воспринята только на основе новой (в смысле хорошо забытой старой) картине Мироздания, которая следует из понимания эниологии как междисциплинарной области знаний об энергоинформационной составляющей Мира, об информационно-полевом (ИП) взаимодействии в Природе и Обществе, то есть рассмотрения вещественного Мира через призму информационной среды как субстанции мироздания. [5] Это путь к ноосфере.
Эниологию следует понимать как развитие междисциплинарных идей квантовой физики, системного подхода и синергетики, которые касаются исследований и интерпретаций процессов коммуникации и самоорганизации не только с использованием обратных связей (круговой причинности) и нового понимания времени, но и новых свойств материи, которые обусловлены одной из ее составляющих информационно-пóлевой субстанцией, обеспечивающей проявление принципиально новых качеств любых объектов: от электрона до Вселенной. Этому качеству ближе всего название жизнь, т.е. все объекты мироздания в той или иной мере проявляют эмерджентные свойства живой, одухотворенной сущности, обладающей свойствами взаимодействия благодаря наличию у любого объекта Вселенной ИП.
Научная основа эниологии базируется на синергетическом понимании целостности того, что в физике называется энергией и взаимодействием в сочетании с новым пониманием места физического вакуума и темной материи в Бытии, а также принципиально нового представления о сознании и проявлении жизни, в том числе в небелковой форме [3]
Эниология не просто констатирует наличие притяжения-отталкивания, синергетических эффектов самоорганизации (И. Пригожин, Г. Хакен) [1, 2], но и указывает источник этих эффектов, создавая принципиально иную базу для понимания алгоритма (сценария) и механизма их проявления [5].
Благодаря эниологии появляется возможность существенно иного анализа процесса эволюции и, в первую очередь, эволюционного естествознания через раскрытие механизма взаимодействия вещества и ИП.

Энергоинформационные исследования и изыскания
Энергоинформационные каналы
Энергоинформационные факторы
Энергоинформационный кокон
Энергоинформационный микроклимат
Энергоинформационный обмен
Энергоинформационный преобразователь
Эниоактивность
Энивеология (энивология)
Эниологии структура
Эниологическая картина мира
Эниологическая система
Эниология Эниология1 - междисциплинарная область знаний о закономерностях энергоинформационного взаимодействия в Природе и Обществе. Именно такое определение принято III Международным конгрессом «Эниология XXI века» (Одесса, 2001), хотя были предложены и другие определения. Например, Э. - наука о структурах плотной и тонкой материи, об энергоинформационных взаимодействиях, создающих разнообразные модели жизни в их единстве и целостности с Ноосферой; Э. - наука о закономерностях физического и духовного состояния Человека и Вселенной; Э. - междисциплинарная область знаний о фундаментальных основах Бытия, раскрываемых через закономерности энергоинформационного взаимодействия в Природе и Обществе, «слабых» экологических связях и понимании Мира как непрерывного единства корпускулярной материи и полевой субстанции (например, электрона и кулоновского поля, человека и его биополя, толпы и присущего ей ИП).
Термин Э. предложен Ф.Р. Ханцеверовым в начале 1990-х годов, образован от аббревиатуры «энергоинформационный обмен». Он дает следующее определение: «Эниология - наука об энергоинформационном обмене в природе и обществе».
Особенность Э. заключается в том, что она использует как логическое, так и образное мышление, экстрасенсорные возможности человека в познании мира, стремится научно объяснить и раскрыть эзотерическое знание, сделать его максимально доступным разным слоям населения и практически использовать вновь полученые знания в интересах человечества.
Предметом Э. являются взаимодействия, раскрывающие связи Вселенной, Земли, Человека и Общества с позиций роли информационной среды и взаимопереходов различных объектов как сложных систем. Основанием систем разной природы (естественных и искусственных, физических и биологических, экологических и социальных) является информационное поле (ИП), определяющее в них самих процессы самоорганизации.
Э. следует понимать как развитие идей квантовой физики, системного подхода и синергетики, которые касаются исследований и интерпретаций процессов коммуникации и самоорганизации не только с использованием обратных связей (круговой причинности) и нового понимания времени (см. «Синергетика»), но и новых свойств материи, которые обусловлены ее составляющей - информационно-полевой субстанцией, обеспечивающей проявление принципиально новых качеств объектов от электрона до Вселенной. Этому качеству ближе всего название жизнь. Т. е. все объекты мироздания в той или иной мере проявляют эмерджентные свойства живой, одухотворенной сущности, обладающей свойствами взаимодействия благодаря наличию у любого объекта Вселенной ИП.
Научная основа Э. базируется на синергетическом понимании целостности того, что в физике называется энергией и взаимодействием в сочетании с новым пониманием места физического вакуума и темной материи в Бытии, а также принципиально нового представления о сознании и проявлении жизни, в том числе в небелковой форме.
Э. не просто констатирует наличие притяжения - отталкивания синергетических эффектов самоорганизации (И. Пригожин, Г. Хакен), но и указывает источник этих эффектов, создавая принципиально иную базу для понимания алгоритма (сценария) механизма их проявления.
Э. открывает возможность существенно иного анализа процесса эволюции и, в первую очередь, эволюционного естествознания через раскрытие механизма взаимодействия вещества и Духа (ИП). Благодаря новому пониманию материи, включающей информацию как неотъемлемую составляющую, возникают предпосылки для неантагонистических дискуссий и научных гипотез по вопросам религиозных догм и религий в целом, по научному анализу древних и современных духовных учений.
Через косморитмологию, эниопедагогику, квантовую электродинамику, целительство и интегративную медицину, благодаря раскрытию «слабых» связей, Э. взаимодействует со всей системой наук и всей сферой деятельности человека. Она принципиально дополняет, а в ряде аспектов заменяет экологию.
Э. восстанавливает древнюю систему представлений о «плотной» и «тонкой» материи; устраняет противоречие между древнерелигиозными учениями и неортодоксальным материализмом; открывает возможность принципиально нового взгляда на древнюю историю, учения Древнего Египта, даосизма, индуизма, а также Великих Посвященных: Гермеса Трисмегиста, Будды, Пифагора, Кришны, Иисуса, Мухаммеда и др. Она позволяет понять такие учения, как теософия, антропософия, Агни-Йога, а также раскрыть природу и сущность новых современных религиозных образований и сект.
Такие разделы Э., как гомеопатия, фитотерапия, биолокация, валеология и некоторые другие направления деятельности уже получили «прописку» в общественной жизни.
Э. формирует свою методологию и методику исследований. Появление метода газоразрядной визуализации (метод Кирлиан), лабораторные исследования парапсихологических феноменов и др. продвигают Э.
Поскольку Э. - это междисциплинарное направление, то объектом её исследования являются все виды субстанции, образующие материю: вещество, энергия, информация (подробнее см. «Материя» и «Послесловие»). Однако основным является (как это следует из определения) энергоинформационная и информационно-интеллектуальная составляющие субстанций. К объекту исследований Э. относятся также любые процессы, возникающие при взаимодействии различных явлений в Природе и Обществе, и отраженные в сознании как при обычном, так и сверхчувственном восприятии. В прошлом все перечисленное условно называли «тонкая материя». Соответственно предметом исследования Э. является классификация и определение различных типов эниоявлений, а также закономерности, которые раскрывают взаимодействие различных субстанций материи через описания и объяснение энергоинформационных характеристик, объективизированных (визуализированных) средствами принятых в науке приемов.
Ключевые понятия эниологии: ЭНИО, информационное поле (ИП), ИП-взаимодействие, ИП-воздействие, ИП-среда, самоорганизация, энергия («ИП-энергия»), информация как ИП-субстанция материального мира, эмерджентность (эмерджент), сверхчувственное восприятие (СЧВ); Первичное ИП, сингулярное ИП, эгрегор (эгрегориальное ИП).
Лит.: 1) Ханцеверов Ф.Р. «Эниология». Т.1, 1996; т. II, 1999; т. III, 2002; 2) Швебс Г.И. Прорыв в прошлое. Т.1, 1998; т.II, 1999; т.III, 2000. Г.И. Швебс

Эниология2 - система специфического научно-оккультного знания, основанная на принципах сверхфизического восприятия окружающей реальности и объясняющая происходящие природные процессы на основе их энергоинформационной причинно-следственной обусловленности.
Э. рассматривает многие направления научно-исследовательского и инженерно-технического поиска в их связи с сопутствующими им сверхфизическими эффектами и феноменами, интерпретируя последние в контексте энергоинформационного обмена в природе.
Зародившись на стыке нескольких наук, в первую очередь физики, кибернетики, биологии, психологии и опыта, сохранившегося в религиозно-философском наследии многих человеческих поколений, Э. сумела синтезировать и применить их достижения для прорыва в область необычного, экзотического знания, связанного с комплексом специфических явлений.
Теория эниологии направлена на поиск закономерностей и механизмов энергоинформационного обмена в природе, на построение и описание наиболее полно соответствующих действительности моделей окружающей реальности. Эти модели призваны включить в себя, главным образом, те ее стороны, которые не воспринимаются нами непосредственно (через органы наших чувств, либо с помощью известных науке приборов), но могут быть восприняты с помощью совершенно новых энергоинформационных методов познания. Поиск и разработка этих методов - одна из главных задач Э.
В практическом приложении Э. нарабатывает способы коррекции конкретных энергоинформационных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия людей друг с другом и с окружающей средой. Необходимость такой коррекции возникает в случаях появления негативных энергоинформационных воздействий, создающих негативный энергоинформационный фон. Таким образом, проблематика практического применения Э. носит экологический характер. Комплекс экологических проблем, которые пытается решать Э., можно условно разложить на экологию среды обитания и экологию межличностных отношений. Одной из практических задач Э. является выявление, локализация, нейтрализация (если это патогенные, т.е. вредоносные воздействия) либо их целенаправленное использование (если они благотворны) энергоинформационных воздействий. К.Ю. Баландин
Эниология гуманитарная
Эниометрические задачи
Эниометрология (эниометрия)
Эниофизика
Эниофрактал
Эниоэпюра
Энтропия
Энциклопедия
Эпикриз
Эпифиз
Эсхатология
Эталон воды
Этика
 Этикет энергоинформационный Этикет энергоинформационный - свод принципов и правил поведения лиц, участвующих в энергоинформационной деятельности, направленной на соблюдение интересов всех лиц, чьи интересы затронуты такой деятельностью, а также государства, общества и природы. М.Ю. Лимонад, А.И. Цыганов
Этиология
Этногенез
Этнос
Эфир
Эфирное тело
Эфирный двойник
Юга
Явления энергоинформационные Явления энергоинформационные - 1) явления, совокупно проявляющие фундаментальные невещественные свойства материи изменять состояние, то есть совершать действие - энергию, и проявлять себя через свои свойства - информацию; проявление энергоинформационных явлений в совокупности рассматривается как энергоинформационный обмен (ЭНИО); 2) энергетические и информационные воздействия человека на человека и социальные группы; природных и технических комплексов на человека и технические устройства; различных технических устройств на человека и окружающую среду; человека через посредство технических устройств на человека и окружающую среду; 3) сверхслабые (подпороговые) или внерецепторные энергоинформационные взаимодействия с характеристиками, свойственными живым клеткам организма, кардинально влияющие на жизнедеятельность живых организмов; 4) биоритмические, биорезонансные, в том числе космобиоритмические, воздействия. М.Ю. Лимонад, А.И. Цыганов
Языческая доктрина
Язычество
Язычник
Ян
Янтра
 
Ясновидение Ясновидение - экстрасенсорное восприятие объекта, места, события; способность видеть объекты и явления прошлого, настоящего и будущего, находящиеся вне пределов физических ощущений человека (зрения, слуха и др.). Я. объясняется свойствами ИП, чувствами биолокации и экстрасенсорики. В эзотерике Я. связывается с открытием шестой чакры - «третьего глаза» и появлением возможности выхода в ИП Вселенной для получения информации о будущем. Г.И. Швебс
Яснослышание Яснослышание - сверхувственное восприятие информации в виде речевых, а также любых иных звуковых сигналов. Может быть достигнуто специальной тренировкой с сохранением контроля над сознанием и возможностью «включения» и «выключения» звука. Но именно из-за лёгкости перехода в навязчивое неконтролируемое состояние такие экстрасенсорные тренировки, исходя из соблюдения требований безопасности должны осуществляться при участии наставника, «мастера». Г.И. Швебс
Ясночувствование Ясночувствование - сверхчувственное восприятие информации в виде спонтанного ощущения непроявленных событий (очень часто реальной опасности).