Иглоукалывание
Идеал
Идеализм
Идейность
Идентификация |
Идеология
Идея
Идол
Иерархический динамический баланс
Иерархичность |
Иерархия
Иерофания
Иерофант |
Измененное сознание |
Измененное сознание - состояние сознания, существенно
отличающееся от того состояния, которое считается для человека
нормальным. Существует впечатляющее разнообразие состояний И.с.,
включая галлюцинации и псевдогаллюцинации, явления дереализации и
деперсонализации, множественной личности, чувственного бреда,
различные психические автоматизмы, состояния И.с. во время сна
(обычного или гипнотического), при сомнамбулизме и многие др.
Известно значительное количество факторов, вызывающих состояние
И.с. Например, сон как особое состояние организма, равно как и
длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь,
повышение или понижение давления, психическая травма и др. Далеко
не всегда состояния И.с. являются следствием, проявлением
психопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда
эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не
исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих
случаях состояние И.с. является кратковременным и бесследно
исчезает вместе с исчезновением вызвавшего их фактора. Известны
различные способы, позволяющие сознательно, нацеленно вызывать те
или иные состояния И.с. (йога, аутогенная тренировка, метод С.
Грофа, основанный на применении гипервентиляции в сочетании с
определенным музыкальным воздействием). Обретенный в состоянии И.с.
интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на
личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например,
пророческие сны). Диапазон эмоций, переживаемых во время И.с.
огромен - от ужаса до экстаза. По этой причине известные способы
вызывания И.с. нередко пытаются сделать источником новых творческих
способностей личности (Шри Ауробиндо и др.). И.с. - сфера, почти не
изученная и загадочная. По мнению некоторых исследователей (С.
Гроф), накопленные в процессе изучения И.с. факты часто совершенно
необъяснимы с позиций устоявшихся представлений о сознании
личности, формах ее взаимодействия с миром и могут со временем
привести к их радикальным изменениям. Т.Н. Поплавская |
Измерения
Измерения энергоинформационные
Изоморфность
Изотропия
Изотропная среда
Имманентный
Импринт
Импринтинг |
Импровизация
Инвариантность
Инвольтация
Инволюция
Индивидуальность
Индикатор
Индикация ИП
Индуизм |
Индуктор
Индукция ИП
Инициация
Инкарнация
Инопланетяне
Инсайт |
Интегративная медицина |
Интегративная медицина - направление практической медицины,
которое, наряду с общепринятыми академическими методами диагностики
и лечения, преподаваемым в медицинских учебных заведениях,
избирательно включает в лечебно-диагностический процесс элементы
комплементарной и альтернативной медицины. И.м. опирается на
холистическую концепцию болезни и эниологические основы мироздания.
И.м. разрабатывает методы комплексной диагностики состояния
здоровья, профилактики и лечения человека в целом. И.м. имеет более
глубокий смысл и назначения, чем комплементарная, так как она в
большей мере фокусирует своё внимание на здоровье и выздоровлении
(исцелении), чем на болезни и её лечении. Для обоснования такого
комплексного холистического подхода она интегрирует методы
диагностики как традиционной академической медицины (для уточнения
диагноза), так и альтернативной медицины (для оценки
общепатологических процессов и раскрытия взаимосвязи человека с
окружающей средой). И.м. рассматривает пациента как целостную
личность. Поэтому, как в ходе диагностики, так и в процессе
лечения, взаимодействует со всеми её аспектами - телом, умом и
психикой. Такой целостный подход И.м. к здоровью и болезни человека
побуждает как больного, так и врача обращать особое внимание на
образ жизни, характер питания, физическую активность, отдых, досуг,
сон и взаимоотношения с окружающей средой (как социальной, так и
биологической). В лечебных программах И.м. опирается
преимущественно на альтернативные методы лечения природными
средствами.
Альтернативная медицина - лечебно-диагностическая система
медицинского обслуживания, действенность которой недостаточно
научно обоснована. Это направление получило признание эмпирическим
путем. К альтернативной медицине относятся: аюрведическая,
антропософская и гомеопатическая медицина. Это наиболее
организационно упорядоченные методы диагностики и лечения, которые
формируют научную базу, доступны для населения. Они могут быть
использованы как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными
методами.
Комплементарная (дополняющая) медицина обычно используется в
качестве дополнения к классическим методам; она включает
фитотерапию, литотерапию, акупунктуру, мануальную терапию. К менее
используемой и популярной группе лечения могут быть отнесены:
психоанализ, гипнотерапия, арттерапия, аромотерапия, трудотерапия и
др. Г.Ф. Мамченко |
Интеграция
Интеллектуальная оболочка
Интеллект
Интерпретация
Интерференция
Интроскопия
Интроспекция
Интуитивное тело |
|
Интуиция |
Интуиция (от лат. intuito - созерцание) - знание, возникающее
без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект
имеет его как результат непосредственного контакта с ИП среды. В
психологии господствует понимание И. как скрытого в глубинах
бессознательного знания, что не противоречит эниологическому
объяснению. И. происходит как озарение, своеобразная
экстрасенсорная познавательная способность, опосредованная
логическим мышлением и практикой. И. в определенных случаях может
заменить логику. И. нельзя обучить, но нужно уметь создавать
условия для ее проявления.
Для эффективного и правильного использования И. требуется такая
работа сознания, когда неосознанно получаемые сведения могут быть
интерпретированы в правильный ответ. Для одних людей успешное
использование И. может быть делом случая, для других - мощным
средством среди прочих составляющих процесса принятия решения.
Некоторые признаки (формы) интуиции: 1) возможность узнавать
что-либо «с первого взгляда»; даже еще не рассмотрев это, как
следует; 2) за короткое время уловить общую картину; 3) предвидение
событий; 4) способность интерпретировать символы, знаки.
И. - это нелинейный, неэмпирический процесс сбора и интерпретации
информации. И. действует подобно вспышке, дает моментальную картину
реальности по частицам, обычно в виде символов, которые дальше
интерпретируются и соединяются в цельную картину.
И. - это не телепатия, не медиумизм, не контактерство, однако все
они являются составными частями И.
Сон и И. имеют также сходные черты: и то и другое должно
интерпретироваться, причем получение информации происходит в одном
состоянии сознания, а интерпретация в другом. Интуитивное состояние
- это состояние ожидания, когда И. становится предшественницей всех
других ощущений.
А. Эйнштейн признавал, что научная истина сначала обнаруживается
посредством И. и только потом проверяется логикой.
Посредством И. осуществляется решение познавательных или
практических задач на основе механизмов, действующих в подсознании.
И. включается в условиях неопределенности, когда перебор вариантов
и их обсуждение рациональными средствами не приводит к
предпочтению.
И. может быть представлена как: 1) восприятие знания в процессе
быстрого отождествления предмета, явления, знака; 2) воображение,
выражающееся в способности представления, образования метафор
(умении искать частичную тождественность признаков или функций); в
здравом смысле (суждениях, основанных на обыденном знании и
опирающиеся на специальные знания); 3) оценка здравого суждения,
практической мудрости, проницательности, умения быстро и правильно
оценивать значение проблемы, правдоподобности теории, применимости
и полезности действия; 4) производная опыта (совокупности
подсознательно хранимой информации, накопленной в процессе
жизнедеятельности), позволяющая ассоациативно или индуктивно (см.
Индукция) по минимуму явных признаков и характеристик делать
заключение о предмете или явлении в целом, предугадывать ход
событий. О.И. Лобановская |
Информационное поле (ИП) |
Информационное поле (ИП) - субстанция интегрального
самодействия полей разной природы и разных структур, в основе
которых, скорее всего, лежит физический вакуум (возможно, в виде
его первичных образований - унитронов). К полям, формирующим ИП,
могут относиться кулоновское поле (поле электрона), торсионные
поля, различные структуры электромагнитного поля, а также иные
полевые (непрерывные) физические структуры, ментальные, в том числе
семантические поля и другие, еще не открытые поля. Имеющиеся данные
позволяют полагать, что ИП - самоорганизующаяся система, структура
которой обладает свойством эмерджентности и трансцендентальности.
Особое место в системе ИП занимает семантическое поле смыслов.
Смыслы закодированы пространственно-временным невещественным
символом (ИП-символом). Согласно В.В. Налимову, сознание
осуществляет «распаковку» семантического поля. Результаты такой
распаковки носят вероятностный характер и зависят от состояния
фильтров, способности индивидуума к восприятию сверхчувственной
информации (см. «Сознание»). Люди с повышенным СЧВ обладают
возможностью регулировать состояние фильтров. Иногда это
проявляется и у обычных людей в состоянии транса, под действием
молитв, мантр и других психотехник. ИП раскрывает ментальные
свойства Вселенной. Ментальная информация - базовая сущность ИП,
своеобразная «тонкая материя». По своей значимости в процессе
раскрытия объективной действительности ИП является таким же
фундаментальным понятием, как и материя и является, в том числе, ее
отражением на ментальном уровне. Так же, как и материя, ИП
представлено различными структурами (формами). Часть из них
соответствует вещественным структурам, являясь первичными ИП
материальных объектов, а также, скорее всего, и процессов. Кроме
первичных ИП, существуют сингулярные (вторичные, резонансные,
свернутые) ИП, которые представляют ИП второго порядка. Наличие
этого поля имеет прямые доказательства и само служит
доказательством того, что Вселенное ИП голографично (см.
«Голограмма»).
Говоря о первичном ИП, нужно помнить условность определения
«первичное». Первичное здесь соотнесено с объектом, который оно
отражает, а не с протоматерией, которая является первичной ко всему
остальному по своей сущности. В этом плане (в плане первичности)
ближе всего ИП Вселенной (Космическое ИП), которое скорее всего,
индуцирует все остальные частные ИП, в том числе Земли, отдельных
объектов, живых организмов и человека. (См. «Классификация ИП»).
Оно является источником и проявлением того, что в оккультизме
называют жизненной силой. Индуцированные (объектные) ИП отражают
свойства объекта, а взаимодействуя с материальной сущностью
определяют его свойства. (См. «Поле»).
ИП является одновременно материальной (но не вещественной)
субстанцией, особым видом энергии и информации. Взаимодействие ИП с
веществом делает его неоднородным, приводит к появлению эффекта
формы, нарушает локальную однородность. Последняя, в свою очередь,
может формировать частные ИП-структуры, возможно, в виде вихрей или
других образований. Такие ИП-структуры могут быть модулированы
(иметь определенную матрицу) и, распространяясь в пространстве, уже
выборочно воздействовать на вещественные объекты. В этом смысле
вещественный мир - это отображение ИП-структур, имеющих
определенный смысл, увязанный с сущностью, заложенной в данном
объекте, его первичном ИП.
На первичную ИП-структуру живых объектов (особенно человека) могут
оказывать влияние патогенные искажения (естественные или
технические), которые в свою очередь нарушают их функционирование,
и не только «единичного живого», но и целой популяции, общества.
ИП-структура, модулированная через сознание человека со
сверхчувственным восприятием, может быть фактором гипноза,
исцеления, сглаза и др. (см. «Эволюционизм эниологический»).
Космическое ИП, скорее всего, наполнено смысловыми ИП-структурами,
но наше «спящее сознание», даже в условиях памяти, насыщенной
фактическими знаниями, не всегда может воспользоваться этим
богатством. Одна из задач эниопедагогики: через систему
нетрадиционных творческих приемов активизировать форму обучения
через восприятие и интерпретацию ИП-структур-смыслов.
В известной мере ИП может быть аналогом того, что в религиях
именуют Дух, Дао, Акаша, Абсолют и др. Поскольку ИП не физический
объект (он имеет двойственную природу), его свойства нельзя познать
только на основе законов физики. Эниология как междисциплинарная
область знаний формирует основу раскрытия этого, в определенной
мере трансцендентального, объекта Бытия. Из сказанного вытекает,
что ИП в сочетании с сознанием (со-знанием), являются важнейшими
категориями эниологии. Г.И. Швебс
ИП… - аббревиатура понятия «Информационное поле» (см.). В эниологии
выделяют: 1) ИП космоса - тождественно Космическому ИП (см.); 2) ИП
среды - та часть ИП, с которой в наибольшей мере проявляется
взаимодействие объекта; 3) ИП объекта - не вещественный, но
материалистический объект, представленный теми или иными
структурами ИП, независимо от их образования. Г.И. Швебс |
Информационно-голографическая модель объективной реальности
Информация
Инфраструктура
Инь |
Инь-Ян
ИП
Иридодиагностика
ИРИС - (см. «Информационно-распорядительная система») |
Ислам
Исповедь
Истина |
История развития эниологии |
История развития эниологии - различные духовные учения
вскрывают доисторический (неписаный) путь развития эниологии,
которая под разными названиями о духе, акаше и др. раскрывает
предпочтение теми или иными народами веры, но не науки. В силу
разных терминологических подходов к одной и той же системе ИП,
создается впечатление об огромном разнообразии существующих
структур трансцендентального в разные времена и у разных народов.
Последовательное и «послойное» изучение данного вопроса наукой еще
не выполнено, главным образом, из-за затруднений, связанных с
эниологической интерпретацией терминов и расшифровкой скрытой за
ними сути в едином ключе (см. «Доктрины мироздания»). На
современном этапе можно выделить два основных течения:
философско-эзотерическое и естественно-научное.
Философско-эзотерическое направление опирается на
древне-эниологические учения (дао, индуизм, Египетскую Йогу и др.),
а также оккультизм. Современный этап направления по сути начинается
с теософии Е.П. Блаватской (1875 г.) (см. «Теософия»). Правда, до
этого на основе ревизии мусульманского вероучения уже появилось
религиозно-эзотерическое учение Бахаи (1844). В изложении его
основателя Бахауллы и его предшественника Баба это учение
первоначально формировалась как мистически-религиозное.
Теософия Е.П. Блаватской получила широкое распространение, после ее
смерти была развита в таких направлениях, как Антропософия (см.),
Агни-Йога (см.) и, в меньшей степени, - в учении Кришнамурти и др.
В настоящее время существует множество последователей данных
духовных направлений. Одновременно на той же основе, на которой
возродилась теософия, возникли новые (последнее из них ТМ-Махариши
см. «Духовные учения»).
Если философско-эзотерическое направление преломляло более древнюю
оккультную науку в духовно-мистическом плане, то
естественно-научное, по своей сути, возрождало ранее отброшенные
основы оккультизма. Одно из первых заявлений академической физики о
наличии взаимодействия, неизвестного науке, было сделано
австрийским физиком Риттером в 1907 г. Огромной сенсацией были
исследования столоверчения и признание его наличия великим Фарадеем
(1853 год). У Э. Геккеля есть ссылки на И.Г. Фогта, который выделял
«весомую материю» и «невесомую материю», что, по сути,
соответствует ИП.
Нельзя не отметить учение об эфире, внимание к которому то
возрастало, то ослабевало. В настоящее время есть разработки,
которые рассматривают эфир как «непрерывную материю». Их можно
трактовать также как один из подходов к изучению ИП.
Большой вклад в становление эниологии как науки внесли Гете,
Шопенгауэр, но особенно Э. Геккель, учение которого о «законе
субстанции» очень близко современному пониманию ИП.
Современный этап эниологии, пожалуй, начинается с обоснования
морфогенетического поля (Р. Шелдрейк, А.Г. Гурвич, И.С. Марченко),
экспериментальных исследований с сенситивами-ясновидящими (Ш.
Карагулла), значительных исследований физиков-теоретиков (Акимов,
Шипов, Искаков, Охатрин и др.). Большую работу по обобщению
современных исследований выполнил Ф.Р. Ханцеверов. Г.И. Швебс |
Источник информации
Иудаизм
И-цзин |
|
Йог
Йога
Каббала
Калагия
Кали Юга
Канализация
Каналирование |
Канон
Канонизация
Карма
Картины мира
Карты Зеннера
Карты Таро
Кассандра
Катарсис |
Катастроф
теория
Катастрофа
Каузальная оболочка
Качество жизни
Квадрат Сатор
Квант |
Квант жизни |
Квант
жизни - название суммарного энергоинформационного потенциала.
Термин предложен в работе [1], автор которой написал: «Наука,
искусство, вся культура человечества досталась тебе, чтобы на ее
основе ты смог достойно донести свое бренное тело и свой дух в
твоем «кванте жизни». К.ж. можно рассматривать в рамках
универсальности квантовой теории и ее применимости к взаимодействию
материальной и духовной составляющих человека. Тогда на каждом
этапе развития личности К.ж. можно представить как произведение
h - космической составляющей или
энергоинформационной константы, определяющей уровень
интеллектуальных, духовных и моральных возможностей человека, на
v - энергоопределяющей характеристики
человека, включающей в себя качества, связанные с энергией:
трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, энергичность и т.п.
При постоянном h, именно от
v зависит уровень достижений
человека, которые он «ступенями-квантами» проходит в своей жизни. В
связи с этим
включает в себя стадии образования, самообразования, духовного
совершенствования, совершенствования моральных устоев и т.д. В
конце жизни суммарный энергоинформационный потенциал
E - «квант жизни» -
определяет тот уровень, на который после реинкарнации попадает
новая сущность. Исследования в области квантовой составляющей
смогут, по-видимому, дать возможность новому мировоззрению перейти
от качественных оценок к полуколичественным или даже точным
расчетам параметров взаимодействия «материальная составляющая -
энергоинформационное поле».
Лит.: 1) Швебс Г.И. Прорыв в прошлое. Кн. 3, Одесса-Симферополь,
2000, 244 с. 2) Тетерин Г.Г. Универсальность естественных законов.
//Эниология, №4, 2001, с. 71-74. 3) Тетерин Г.А. «Квант жизни»,
смерть, реинкарнация. //Эниология, №6, 2002. Г.Г. Тетерин |
Квантитативной компенсации закон Чижевского
Квинтэссенция
Квиттер
Кенрак система
Ки
Киборг
Кирлиана эффект
Китум пещера |
|
Классификация ИП |
Классификация ИП - экспериментально, в результате наблюдений
над различного рода феноменами, выделено три типа ИП: первичное,
сингулярное, а также ИП-структуры, названные эгрегором (рис.).

Первичное
ИП
(см.) - пространственная структура, предположительно, физического
вакуума (его составляющих, возможно ИП-плазмы), отражающая свойства
объекта и любые взаимодействия с ним.
Сингулярное ИП
(см.) - поле Вселенной как единого тела, каждая точка которого
отражает всю Вселенную, его любой объект. Сингулярное ИП как
абстракция структурно может быть представлена «голографической
матрицей», а динамически - телом, практически мгновенно передающим
ИП-взаимодействие. Последнее - результат взаимодействий первичного
ИП объекта и квазисознания как особой составляющей первичного ИП
другого объекта.
Эгрегор
(ИП-генерирующий центр-гецен; информационно распорядительная
система - ИРС) - особая структура Вселенского ИП, «обслуживающая»
объект, в том числе катализатор, преобразователь ИП-воздействия в
другие виды воздействий, включая физические и социальные, включая
экономические, политические и другие.
Понятие «эгрегор» (или ИРС) ввел в научный обиход в 1995 г. Г.И.
Швебс. Сингулярное ИП - это исключительно информационное поле и как
ИП-взаимодействие оно может быть реализовано только через первичное
ИП в процессе сознания (процесса взаимодействия ИП с мозгом) или
взаимодействия с энергией (веществом). Скорее всего, эгрегор - это
структурная часть не только Гео-ИП (см.), но и Космического ИП
(см.), взаимосвязь с которыми может сказываться на состоянии
энерго-материальных систем. Путем воздействия одних информационных
структур на другие возможно направляющее действие Космического ИП.
Связи рассмотренных выше ИП с Космическим ИП усложнены
промежуточными, пока не изученными образованиями. Условно, все,
пока неизвестные ИП-структуры, названы L-структурами ИП. Раскрыть
сущность L-структур очень сложно. Имеются предположения (В.П.
Казначеев, Ю.М. Левинсон) существования в форме ИП псевдоживых
существ небелкового происхождения. Г.И. Швебс |
Климакс
Книга Велеса
Когерентность
Кодирование
Кожно-оптическое зрение
Колдовство |
|
Коллективная мыследеятельность |
Коллективная мыследеятельность - способ получения нового знания
и принятия согласованного решения, который стихийно освоен
человеком с момента образования общественной формы жизни. В
естественных условиях К.м. проявляется и у некоторых стайных
животных во время охоты. Причем очень часто их коллективные
действия корректируются только на уровне информационно-полевого
(ИП) взаимодействия.
По мере ослабления роли ИП-взаимодействия в организационной
деятельности коллектива людей и передачи функций общений словесной
форме, общее мнение стало формироваться в основном суммированным
результатов мышления. Роль со-знания уменьшилась.
Советы старейшин, военные советы, президентские команды, врачебные
консилиумы и другие формы К.м. широко применяются в повседневной
практике. Никто не оспаривает целесообразности такого вида
получения нового знания. Речь идет о понимании разных звеньев этого
многоаспектного процесса, а отсюда и лучшей организации механизма
взаимодействия логико-словесной, сенсорной и ИП-форм
взаимодействия. В настоящее время последняя проявляется лишь
стихийно и то только в тех случаях, когда в действующей группе нет
лица с эффектом Билоффа (см. «Билоффа эффект».
В основе рассуждений о К.м. лежит вывод о наличии у каждого
человека внешнего ИП, участвующего в процессе мышления. Для каждого
человека - это в потенции, а реально он осуществляется, в первую
очередь, для людей творчески активных. Известны факты групповой
пси-ИП-деятельности: «дуэт», «трио», «квартет» и др. К.м. типа
«дуэт» была оригинально реализована рядом ученых с помощью
автоматического письма. Полученные сведения нашли объективное
подтверждение в результатах прямых (традиционных) исследований.
Общественная организация жизни, в первую очередь, решение
социальных, национальных, религиозных, экономических, политических,
экологических и этических проблем требует уже многоступенчатой
интеграции К.м. с использованием ИП-взаимодействия.
Рассмотрим основные положения К.м.
К. Юнг [3] разработал теорию, названную им «коллективное
бессознательное». Он обнаружил у множества своих пациентов,
незнакомых между собой, наличие универсальных символов и мотивов
мышления. Это привело его к гипотезе о существовании некой
всеобъемлющей области разумной материи, содержащей определенные
ключевые элементы бессознательного и являющейся неким континуумом,
выходящим за пределы времени и пространства. С этим континуумом
может взаимодействовать бессознательная часть разума человека.
Решение многих проблем оказывается выше возможностей одного, даже
наиболее одаренного человека, и одной научной дисциплины. В то же
время попытки коллективного мышления специалистов разного профиля
зачастую приводят к сумятице.
При этом надо исходить из представления, что поиск стратегии жизни
нельзя решать вне целостного социально-экологического понимания
проблемы, в отрыве от решения всех вопросов, представленных в
единстве. Возникает потребность в создании метода переформирования
исследовательского коллектива в диалектически пластичное,
адаптивное целое. Эта потребность в какой-то мере удовлетворяется
различными вариантами кооперативных деловых игр - относительно
новой культурной формы человеческой деятельности.
В настоящее время существует несколько вариантов деловых игр,
например, организационно-деятельностная игра (ОДИ), которая
основывается на проведении полидисциплинарного методологического
семинара [2]. При этом предполагается, что методологию игры нельзя
передавать как знание или набор инструментов от одного человека к
другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них
сферу мыследеятельности. Вся игра организуется, исходя из идей
взаимного воздействия ее участников друг на друга, коллективного
уточнения целей и методов.
Главным в схеме самой игры является то, что в ней объединяются
представители разных профессий и точек зрения. Каждый из них
формирует свою профессионально или идеологически ориентированную
модель решения задачи. Междисциплинарный (социально-экологический)
анализ осуществляется посредством организации, которая выполняет
функции интегратора. При этом методология игры призвана создавать
концептуальные модели из знаний разного типа, соединяя эти знания в
целостность не по схемам объекта деятельности, а по схемам самой
деятельности.
Недостатком ОДИ и других аналогичных методик проведения игр обычно
является слабый учет степени информированности каждого отдельного
участника, его компетентности в проблеме. Выход на самоорганизацию
полупрофессионального коллектива предполагается только
направляющими действиями игротехников и организатора игры. Излишне
концентрируется внимание на создании «конфликтной ситуации». Путь к
истине ищется путем «лобовой атаки». Важным условием проведения ОДИ
является предварительное распредмечивание и декомпозиция ее
участников. Данная процедура очень сложна и ее практически
невозможно выполнить, тем более проверить степень распредмечивания.
К.м. - деятельностно-имитационная кооперативная игра (ДИКИ). ДИКИ
рассматривается как форма деятельности, направленная на
социально-экологический анализ, вариантное прогнозирование и
экспертизу, связанные с оптимизацией взаимодействия природы и
социально-экономической деятельности, выбора пути развития, исходя
из имеющейся информации и осведомленности ее участников.
Результат К.м. в ДИКИ, возможности формирующейся «суперсистемы
мышления» зависят от совокупной потенции ее участников, их
взаимодополняемости, взаимопонимания, схемы информационного обмена
и взаимообогащения знаниями и методами. Одним из условий такого
подхода является формирование состава участников игры. Во всех
заседаниях, дискуссиях, наряду с теми, кто должен участвовать в ней
по своему служебному положению, общественной деятельности, теми,
кто заинтересован и хочет участвовать, подбирается группа
высококвалифицированных специалистов разного профиля, разных
подходов к решению задач, подобных рассматриваемой, но не имеющих
предварительного мнения по конкретной проблеме. Из этого числа
после индивидуальной работы с каждым из приглашенных специалистов
создаются секции по отдельным предметным (дисциплинарным) вопросам,
а также формируется группа комплексников-интеграторов знания
(рис.). Таким образом, организуется «машина мыследеятельности»,
имеющая двухкамерную структуру с определенным распределением
функций. Действует же она, как единый механизм, однако «выраженное»
знание «снимается» только в группе модельеров-интеграторов знания.
Поскольку число участников этой последней группы 5-9 человек, очень
высока гарантия того, что можно туда подобрать
специалистов-комплексников, «не отягощенных» устоявшейся точкой
зрения по решаемому вопросу и поэтому не требующих процедуры
распредмечивания и декомпозиции. В процессе совместной работы с
экспертами, характеристика и профессиональная ориентация которых им
известна, модельеры конструируют образ (модель) и с его помощью
создают ту или иную ситуацию, разрабатывают варианты прогноза.
Примерная схема организации участников ДИКИ показана на рис., где
«О» - группа организации, куда входит научный руководитель,
методолог, представители заказчиков, заинтересованных сторон и
прессы; «А» - административная группа (администратор, оператор ПК,
звукотехник и т.д.); «И» - группа информационного обеспечения; «М»
- группа модельеров имитаторов-комплексников; наконец, «Э», «К»,
«Н» - группы экспертов, консультантов и наблюдателей. В «К» входят
специалисты, задействованные по долгу своих служебных обязанностей
и общественной работы, а также все те, кто постоянно работает в
одной из предметных групп (секций) и участвует во всех общих
дискуссиях, методологических консультациях. В случае несоблюдения
кем-то указанных условий он переходит в группу «Н» - группа
наблюдателей и эпизодических консультантов. В то же время,
участники группы «Н», непрерывно работающие в одной из предметных
групп и присутствующие на всех общих заседаниях, могут перейти в
группу «К» - постоянных консультантов.

Рис. Схема организации деятельностно-имитационной кооперативной
игры
Конечный этап моделирования системой ДИКИ предполагает отыскание
истины, адекватной коллективному разуму ее участников. При этом
трудность возникает на стадии обсуждения, после начала «ужимания»
информации (путем абстрагирования и генерализации) и приведения
«информационного сгустка» к цельной непротиворечивой системе.
Представляется целесообразным данный этап деятельности выполнять не
«механическим» интегрированием знаний ее участников, а как общее
творение единого сознания через формирование пси-ИП внутри ДИКИ,
которая сама должна организоваться как синергетическая система.
Технически данная процедура при правильной организации игры
выполнима. Она экспериментально проверена. Сложной оказалась стадия
выведения полученного решения «на печать», так как подбор словесной
модели, адекватной найденному решению нарушает кооперативное
творчество. Попытки применения коллективной пси-информационной
медитации показали, что имеющиеся технические способы не
соответствуют пространственно-временным структурам пси-ИП.
Очевидно, нужна компьютерная технология «распечатки» содержания
сформированного пси-ИП.
Следует иметь в виду, что К.м. в описанном варианте имеет
ограничения, связанные с замкнутостью группы. Близкое по сущности,
но еще более замкнутое ИП-поле формируется у профессиональных,
духовных групп людей, у религиозных конфессий, мафий разного рода.
Эти поля легко воспринимаются и всегда однобоко (субъективно)
интерпретируются.
Вполне логично теперь поговорить о сознании социума. Последний,
очевидно, формирует свою нишу в Космическом ИП, с «записанной» там
информацией на понятном социуму «языке». Можно лишь предполагать,
что это духовно-интеллектуальный язык. Э.К. Бороздин, анализируя
данный вопрос, считает, что для формирования «ментального сознания»
социума, необходимо было «пройти этап материалистического
мировосприятия, когда человеческое сознание представлено самому
себе, когда оно не ждет помощи от духовного мира, а вынуждено
создавать условия жизнеобеспечения с помощью материальных средств,
для получения которых необходимо знание материального мира, т.е.
развития материалистической науки» [1, с.20]. Создающаяся теперь
монадами людей планетарная психосфера (Ноосфера) предоставляет уже
новые возможности для интеллектуально-духовного двустороннего
общения между социумом и ИП-полем.
Лит.: 1) Бороздин. Э.К. К вопросу о сущности сознания //Сознание и
физическая реальность. 1999, т.4, №2, с.16-21. 2) Щедровицкий Г.П.,
Котельников С.И. Организационно-деятельная игра как новая
организация и метод развития коллективной мыследеятельности
//Нововведения в организациях. М., 1983, с.33-54. 3) Юнг К.Г.
Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993, 331с. Г.И. Швебс |
Коллективное бессознательное |
Коллективное бессознательное - термин, введенный К. Юнгом для
обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие
от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями
опыта филогенетического развития человечества, передающегося по
наследству через мозговые и информационно-полевые структуры.
Содержанием К.б. выступают архетипы - всеобщие априорные схемы
поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным
содержанием. Г.И. Швебс |
Кольцевой коммуникативности принцип
Комплементарность
Комфорт |
|
Комфорт энергоинформационный |
Комфорт энергоинформационный - воспринимаемые как благоприятные
для человека энергоинформационные параметры среды
жизнедеятельности, включающие удобство и благоустроенность,
обеспечивающие развитие прогрессивных форм его деятельности, а
также внутреннее состояние спокойствия, защищенности, отсутствие
психологической напряженности. М.Ю. Лимонад, А.И. Цыганов |
Консенсус
Консерватизм
Консорция |
|
Конструктивная эниология |
Конструктивная эниология - раздел эниологии, использующий
приемы и методы, разработанные для решения инженерных и других
практических задач, а также постановки экспериментов при анализе
теоретических проблем. Наибольшее распространение К.э. получила в
области инженерной биолокации при разведке полезных ископаемых,
анализе геопатогенности местности и поиске подземных коммуникаций и
повреждений в них, анализе и прогностике аварийности зданий и
инженерных сооружений и др., что дает большую экономию сил, средств
и времени в инженерной деятельности человека. К.э. включает работы,
связанные с анализом ситуации на любом участке
пространства-времени, экспресс-экспертизу сооружений, планов,
проектов и последствий их осуществления. Такой анализ проводится не
только для инженерных сооружений, но и для целого ряда последствий,
обусловленных природными явлениями либо градостроительством. Г.И.
Швебс |
Контакт
Контактер
Контактерство
Контактная информация
Конструктивная эниология
Конформизм |
Концепция
Концепция теллурических (земных) излучений (ТИ)
Коран
Коррекция биополя
Коррекция прошлого |
Космизм
или русский космизм
Космическая иерархическая цепь (КИЦ)
Космическая функция человечества
Космическая коррекция
Космические принципы |
Космический Вселенский разум (ВР) |
Космический, Вселенский разум1. Одной из особенностей
человеческого разума является его способность с помощью
индивидуальной и, особенно, коллективной мыследеятельности, когда
одна идея катализирует другую, третья развивает предыдущую и т.д.,
в конце концов, приходить к абстрактному выводу, которому нет
никакого подтверждения в реальности, но который является идеально
верным. Именно на этой основе многие эниологи пришли к выводу о
первопричине всего сущего - Вселенском разуме [1]. По информации
контактера [2], он имел возможность не увидеть, а скорее
почувствовать, осознать, мысленно измерить невероятно сложную,
мощную, всеобъемлющую систему наблюдения, сбора и переработки
информации, принятия решений и выработки программы их реализации,
осуществляемую В.р. Развитие Вселенной для В.р. - это как большая
игра, в которой развитие солнечной системы с одной обитаемой
планетой всего лишь микроангстремная составляющая. И, тем не менее,
слова «По образу и подобию», меняют смысл, т.к. пытливость
человеческого разума, его способность с помощью абстрактного
мышления находить конкретные решения, его непокорная, всесметающая
жажда знаний, его эндогенно-синергетическое саморазвитие, все то,
что позволяет человеку отказываться от подачек ИП-сущности и
говорить: «Я сам!», - все это отголоски В.р., вызывающие, кстати,
Его интерес. Контактер категорически выступал против возможности
нового богостроительства (см. [2]), тем более, что основной идеей
В.р. является эндогенная эволюция человечества - развитие без
проявления и без вмешательства внешних сил. Однако познание
Вселенной может быть затруднено, если Космический, В.р. не получит
соответствующего места в разрабатываемых гипотезах.
Лит.: 1) Сарчук В.Н. Космическое сознание - основа мироздания
//Эниология, №4, 2001, с. 12-16. 2) Тетерин Г.Г., Швебс Г.И.
Восприятие космического интеллекта //Эниология, №1(5), 2002. Г.Г.
Тетерин |
Космический Разум
Космический луч
Космическое ИП
Космогеобиоритмика
Космогония
Космология |
Космопланетарная историометрия
Косморитмология
Космос
Кошка
Красота
Креационизм |
«Кремнëвый мозг»
Крест
Криптология
Критерий |
Критерий эниологический |
Критерий эниологический - применяется для оценки или проверки
на правильность постановки и решения эниологических проблем.
Обладает следующими признаками отличия эниологии от других наук:
- объект исследования рассматривается в синергетическом (см.
«Синергетика») единстве идеального, материального и живого как
части единого мироздания;
- энергоинформационные взаимодействия присущи всем процессам и
явлениям и происходят в информационном поле.
Например, разделение медицины на специальности по анатомическому
признаку (стоматология, кардиология, офтальмология и др.), с точки
зрения К.э., показывает разрыв единства. Это приводит к лечению не
больного, а его болезни. Доказательством неэффективности такого
подхода является наличие «неизлечимых» хронических заболеваний и
появление все новых болезней. При поиске причин заболевания
необходимо рассматривать не только состояние (отклонения от нормы)
физического тела, но и состояние психики, и образ жизни больного, в
том числе понимание им законов мироздания. Непонимание и
несоблюдение норм поведения, неправильные взаимоотношения могут
быть причинами возникновения отклонений в психике, которые, в свою
очередь, могут привести к болезням сердца, желудка и др. Однако,
если после излечения человек не понял причин своего заболевания, не
изменил привычек, продолжает вести прежний образ жизни, то
неизбежно возвращение к болезни.
Другой пример: рассмотрение проблем экологии только как проблем
взаимоотношений человека и природы. В данном случае налицо
непонимание и нарушение законов мироздания в их целостности;
неоправданное выделение человечеством своих проблем в противовес
эволюции жизни. Это очень похоже на поведение раковых клеток в
организме. Их безудержное развитие, в ущерб всем остальным,
приводит к гибели организма в целом. Справедливости ради надо
сказать, что сохранение современного поведения и образа жизни
человечества может привести его к гибели, но Вселенная не погибнет.
Ю.Н. Крюков |
Критика
Кришнамурти учение
Кромлех
Ксеноглоссия
Культ
Культура
Кундалини |
|
Курри (Карри) линии |
Курри
(Карри) линии - решетчатые ИП-образования в виде параллельных
полос, направленных с северо-запада на юго-восток и с
северо-востока на юго-запад. При пересечении К.л. образуют ромбы со
сторонами 4х4 м или 5х5. Сетку, образованную К.л., называют
диагональной.
К.л. открыл и изучил доктор медицины, руководитель
медико-биологического института в Баварии, Манфред Курри (Kurry), в
честь которого они и названы. Исходя из произношения фамилии
исследователя, сетку называют Курри, Карри, Кюрри, иногда дается
упрощенное название Кури и даже Кюри.
Сетка Курри является второй, важнейшей с точки зрения
геопатогенного воздействия, решетчатой ИП-структурой. Многие авторы
утверждают, что она стабильна. Существует несколько порядков К.л.
сетки. Через каждые 14 параллельных полос первого порядка, шириной
несколько сантиметров, следует 15-я полоса второго порядка, шириной
около 30 см; выделяют 15-ю полосу третьего порядка, шириной около 1
м, 15-ю полосу четвертого порядка, шириной около 3 м и т.д. При
пересечении полос образуются узлы Курри или Д-зоны, обладающие
выраженным геопатогенным действием.
Некоторые исследователи утверждают, что при оценке геопатогенного
эффекта необходимо учитывать только полосы, начиная со второго
порядка. Сильный суммарный эффект негативного воздействия возникает
при совпадении узлов сеток Курри и Хартмана (см. «Хартмана линии»).
Геопатогенное «излучение». излучение в этом случае достигают до 60%
от максимально возможной величины. Г.П. Пилипенко |